Прошлый месяц Ноябрь 2018 Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
week 44 1 2 3 4
week 45 5 6 7 8 9 10 11
week 46 12 13 14 15 16 17 18
week 47 19 20 21 22 23 24 25
week 48 26 27 28 29 30
Советы учителя логопеда

sovet1          zubareva-a-w

 

 

Зубарева Анна Валерьевна

учитель-логопед

 

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА НА 2016 - 2017 УЧ.ГОД

Дружные слова, умения согласовывать слова в предложении (для детей от 5 – до 6 лет)

"Чьи покупки?"

Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.

"Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке?

Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?"

В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

"Подбери словечко"

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать "свежий"... (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"... (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"... (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"...(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"... (молоко, мясо, варенье); "старое"...(кресло, сиденье, окно).

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

1. С опорой на картинки:

Дедушка старый, а внук ...
Дерево высокое, а куст ...
Море глубокое, а ручеёк ...
Дорога широкая, а тропинка ...
Перо легкое, а гиря ...
Летом нужна летняя одежда, а зимой ...

2. Без опоры на картинки.

Пирожное сладкое, а лекарство ...
Ночью темно, а днем ...
У волка хвост длинный, а у зайца ...
Хлеб мягкий, а сухарь ...
Чай горячий, а лед ...
Летом жарко, а зимой ...

"Кто кого обгонит?"

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"

Заяц и черепаха... (Заяц обгонит черепаху).
Гусеница и змея... (Змея обгонит гусеницу).
Поезд и самолёт... (Самолёт обгонит поезд).
Мотоцикл и велосипед... (Мотоцикл обгонит велосипед).
Человек и машина... (Машина обгонит человека).

"Незнайкины ошибки"

Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.

В осеннем лесу.

Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!

"Мама потерялась"

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример:

Корова ищет...(телёнка). Вот телёнок.
Лошадь ищет...(жеребёнка).
Свинья ищет...(поросёнка).
Собака ищет...(щенка).
Кошка ищет...(котёнка).
Коза ищет...(козлёнка).
Овца ищет...(ягнёнка).
Лисица ищет...(лисёнка).
Зайчиха ищет...(зайчонка).
Волчица ищет...(волчонка).
Ежиха ищет...(ежонка).
Медведица ищет...(медвежонка).
Белка ищет...(бельчонка).

В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

"Федорино горе"

Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе".

Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую.

При повторном чтении стихотворения ребёнок подсказывает слово и показывает соответствующую картинку.

Федорино горе
Вся посуда разбежалась!
У Федоры не осталось
Ни бидона, ни бутылок,
Ни беззубых, грязных...(вилок).
Нет покинутых сироток -
Чёрных, гнутых...(сковородок).
Нет запачканных грязнуль -
Битых, ломанных...(кастрюль).
Не видали близко люди
И осколков грязных...(блюдец),
Убежавших от букашек
Много дней немытых...(чашек),
Скрывшихся от тараканов
Мутных, треснувших...(стаканов).
Как Федора ни смотрела,
Не нашла нигде...(тарелок).
Скрылся от Федоры ножик,
Нет больших столовых...(ложек).

"День рождения Мишутки"

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.

Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.

Пример:

Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.
Рыба ... - Мишутка ждёт...
Морковь ... - Мишутка ждёт...
Грибы ... - Мишутка ждёт...
Зерно ... - Мишутка ждёт...
Трава ... - Мишутка ждёт...

Развиваем речь, играя (Для детей от 6 до 7 лет)

"Похожие слова"

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;
Грусть - радость - печаль;
Еда - очистки - пища;
Труд - завод - работа;
Танец - пляска - песня;
Бежать - мчаться - идти;
Думать - хотеть - размышлять;
Шагать - сидеть - ступать;
Слушать - глядеть - смотреть;
Трусливый - тихий - пугливый;
Старый - мудрый - умный;
Бестолковый - маленький - глупый;
Смешной - большой - огромный.

"Два приятеля"

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый)

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная ... Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Два брата"

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко ... (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка ... (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка ... (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко ... (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко ... (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек ... (пушистенький).
Дом низкий, а домик ... (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка ... (вкусненькая).

"Магазин посуды"

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
"Выбери правильное слово"
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует ... (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились ... (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес ... (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости ...(осенью, весной, зимой).
Собака живет... (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по...(дороге, воде, рельсам).

"Найди картинку"

Цель: развитие анализа и синтеза.

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:

аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;
рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;
причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;
шоссе, кондуктор, водитель, остановка;
эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ ... ВРАГ
ДЕНЬ ... НОЧЬ
РАДОСТЬ ... ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА ... ХОЛОД
ЗЛО ... ДОБРО
ПРАВДА ... ЛОЖЬ
ХОРОШО ... ПЛОХО
ТЯЖЕЛО ... ЛЕГКО
ВЫСОКО ... НИЗКО
МОЖНО ... НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО ... ЛЕГКО
БЫСТРО ... МЕДЛЕННО ГОВОРИТЬ ... МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ ... ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ ... ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ ... ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ ... ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ ... ТУШИТЬ

Формирование правильного произношения

Формирование правильного произношения - сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль над своей речью.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.

Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильны, но вялым звукопроизношением (каша во рту) постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

  • Следует заниматься ежедневно 7-10 минут
  • Сначала упражнения выполняются медленно перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль (потом зеркало можно убрать). Постепенно темп упражнений увеличивается.
  • Периодически ребёнку задают наводящие вопросы, например: «Где находится язычок?»
  • Если во время занятий язык ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук. Для развития мелкой моторики рук воспитателю необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.

Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон. Упражнения пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу. Подвижность и гибкость, что в дальнейшем поможет ему овладением навыками письма.

Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики.

  • Следует заниматься ежедневно 5-10 минут.
  • Сначала все упражнения выполняются медленно.
  • Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем другой и наконец двумя руками одновременно.

Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух.

Полезным упражнением для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.

Рекомендации по работе со скороговорками.

  • Ребёнку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней.
  • Объясняют значение сложных слов.
  • Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.
  • Предлагают проговорить скороговорку 3 раза в быстром темпе.
  • Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.

Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами, которую следует начинать как можно раньше. Следует объяснить детям смысл пословиц, учить применять их в жизненных ситуациях.

Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению

 
Яндекс.Метрика